Вы здесь
Начался суд над продавцом "левых" авиазапчастей
В Головинском суде Москвы вчера начался судебный процесс по первому уголовному делу, возбужденному Генпрокуратурой в рамках широкомасштабной проверки в связи с торговлей контрафактными авиазапчастями. На скамье подсудимых инженер ЗАО "СБ-120 Шереметьево" 41-летний Виктор Гамаюнов. По версии следствия, он пытался продать представителю одной из авиакомпаний выработавший свой ресурс авиационный блок, который используется в качестве составного элемента системы распознавания самолетов "свой - чужой".
Скандал, связанный с торговлей контрафактными запчастями, разгорелся после 22 августа 2006 года. В тот день самолет Ту-154 компании "Пулковские авиалинии" разбился под Донецком, погибли 170 человек. По одной из версий, самолет мог рухнуть из-за "левых" деталей. Позже выяснилось, что причиной трагедии послужил вовсе не отказ техники, а действия экипажа - так называемый человеческий фактор. Однако Генпрокуратура совместно с Минтрансом уже начала широкомасштабную проверку соблюдения мер безопасности на воздушном транспорте. На предмет возможной торговли контрафактной продукцией были проверены несколько фирм, занимающихся поставкой авиазапчастей. Термин "контрафакт" в этом случае означает не поддельные авиационные детали. Под контрафактными понимаются выпущенные на заводе, но уже устаревшие или побывавшие в эксплуатации приборы. Такие приборы снабжены бумагами с "липовыми" данными, по которым запчасти проходят либо как новые, либо как доработанные для дальнейшей эксплуатации. На продаже контрафактной детали и попался 22 августа прошлого года, в день донецкой трагедии, Виктор Гамаюнов, инженер ЗАО "СБ-120 Шереметьево" - посреднической фирмы, занимающейся покупкой и перепродажей деталей, приборов и агрегатов для различной авиатехники. По официальной версии следствия, Гамаюнова задержали случайно в Химкинском районе Подмосковья на автостоянке, прямо перед зданием Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации (ФГУП "ГосНИИ ГА"), в котором его фирма арендовала помещения. Там Гамаюнов пытался продать за 94 тысячи рублей сотруднику ООО "Авиасодружество" Анатолию Глухову авиационный блок 441-1 № РМ 6863.
Свой 12-летний срок эксплуатации эта деталь выработала еще в 2004 году и была непригодна к использованию. Однако, как утверждают следователи, Гамаюнов внес в техпаспорт изделия заведомо ложные сведения о том, что блок был "доработан" в 2005 году, и заверил запись поддельным штампом Иркутского авиаремонтного завода.
В ходе расследования дела специалисты констатировали, что последствия от использования проданной Гамаюновым детали могли быть весьма плачевными: "в военное время при неисправности данного блока воздушное судно подлежит принудительной посадке или уничтожению силами ПВО" и "устанавливать его на самолет без доработки нельзя".
Гамаюнову предъявили обвинение по двум статьям УК РФ: "в подделке и сбыте официального документа" (часть 2 статьи 327 УК РФ), а также "в хранении и сбыте товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей" (часть 1 статьи 238 УК РФ).
В начале следствия инженер раскаялся в содеянном и добровольно выдал хранившиеся у него в гараже 40 штук клише поддельных печатей и штампов заводов-изготовителей, представительств заказчика, а также отделов технического контроля. Однако затем Гамаюнов пошел на попятную, заявив, что документ не подделывал. На протяжении расследования он не раз менял показания, то утверждая, что приобрел деталь уже с записью в техпаспорте по доработке, то - вообще без нее, а запись появилась в ходе следствия. В конце концов выяснилось, что "бэушный" авиационный блок инженер нашел с помощью интернета в Челябинске, а не взял его на своей фирме. Гамаюнов уверял, что такая была единичным случаем, и ни "до", ни "после" никаких авиационных запчастей у частных лиц он якобы не приобретал. Что же касается поддельных печатей, то, по версии Гамаюнова, он нашел их "в куче мусора в подвале института, когда ЗАО "СБ-120 Шереметьево" арендовало у института склад", отнес их в свой гараж "и забыл про них". Впрочем, в Генпрокуратуре не поверили в случайность происходящего и уже в октябре 2006 года объявили об аресте гендиректора ЗАО Алексея Сурикова. Следователи считают, что фирма занималась поставками авиакомпаниям комплектующих и деталей для самолетов и вертолетов, которые не соответствовали техническим требованиям и, соответственно, могли стать причиной неисправности техники, а как следствия - катастрофы.
Что же касается Виктора Гамаюнова, то заседание по его делу было перенесено на 8 февраля по причине отсутствия его адвоката. Впрочем, отец подсудимого Александр Сергеевич, сам в прошлом авиационный специалист с многолетним стажем, вчера заменил сыну защитника. Он так и не понял, как Виктор смог причинить кому-то вред. "Ведь детали тщательно проверяют, прежде чем ставить ее на другой самолет, - заявил Александр Гамаюнов корреспонденту "Газеты". - К тому же не завод-изготовитель продлевает срок эксплуатации детали или прибора, а покупатель - тот, кто будет ставить их на другую технику".
22.01.2007 / МАРИЯ ЛОКОТЕЦКАЯ
- 1621 просмотр